ВЦИОМ Консалтинг

27 июня 2025

Материалы экспертов

Как вырастить успешного предпринимателя?

НА ПМЭФ-2025 команда Аналитического центра ВЦИОМ представила экспертно-аналитический доклад о молодежном предпринимательстве. Ключевые выводы масштабного проекта — в комментарии Даниила Ермолаева.

НА ПМЭФ-2025 команда Аналитического центра ВЦИОМ представила экспертно-аналитический доклад о молодежном предпринимательстве. Ключевые выводы масштабного проекта — в комментарии директора по развитию ВЦИОМ-Консалтинг Даниила Ермолаева.

Обозначу пять главных выводов, которые сделали в процессе подготовки доклада, общения с экспертами и самими молодыми предпринимателями.

Вывод первый. Интерес молодежи к предпринимательству растет: из 4,42 млн ИП каждый четвертый моложе 35 лет, самозанятых около 13 млн человек, и каждый второй моложе 35 лет. Есть также те, кто открывает свои ООО. Однако статус ИП/самозанятого или даже открытие ООО не всегда означает, что человек занимается реальным бизнесом, порой это просто ширма, за которой скрывается решение личных проблем.

Вывод второй. По сути, у нас есть четыре группы предпринимателей: «фрилансеры» (их 73%, выручка большинства до 1 млн руб. в год) — те, кто не стремится построить полноценный бизнес, а просто продает свои компетенции и работает как наемный сотрудник, только на открытом рынке; «вынужденные предприниматели» (их 12%, выручка большинства до 500 тыс. руб. в год) — те, кто не смог найти себя в корпоративном или государственном секторе и стал ИП, потому что это единственный понятный источник дохода; «предприниматели по духу» (их 7%, выручка большинства до 10 млн руб. в год) — те, для кого бизнес не просто про деньги, а про цель жизни — им хочется изменить мир, сделать его интереснее, лучше; и «неопределившиеся новички» (их 6%) — те, кто начал свое дело недавно и пока не понимает, зачем и для чего.

Выходит, что реальным бизнесом занимаются только 7% «предпринимателей по духу», и это очень важно понимать, чтобы не делать неверных выводов на основании красивой статистики.

Вывод третий. С одной стороны, меры поддержки, которые сегодня государство предоставляет молодым предпринимателям, действительно востребованы. С другой стороны, эти меры не полностью удовлетворяют потребности всех видов предпринимательской деятельности и не всегда прозрачны для молодых предпринимателей — сохраняется стереотип о бюрократии, недостает информации о том, как получить государственную поддержку.

Вывод четвертый. Важнейшим «активом» молодые предприниматели считают высокую квалификацию: ее роль в успехе бизнеса оценивается выше, чем роль стартового капитала. При этом значимость образования для собственного профессионального развития ставится под сомнение. Оценки роли школы, колледжа и вуза в привитии предпринимательских компетенций сегодня низки: предпринимателю, во-первых, нужны специфические знания, а во-вторых, важнее гибкие навыки, чем твердые.

Вывод пятый. Если мы хотим вырастить предпринимателя, то схема может быть такой: школа может ориентировать на предпринимательскую деятельность (= находить ребят с задатками), в вузе (без учета специального бизнес-образования) важно обучать основам бизнеса и проектной работе под руководством уже успешных предпринимателей.

 

Читайте подробнее в экспертно-аналитическом докладе «Молодежное предпринимательство»

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ