17 сентября 2024
Материалы экспертов
Хаос смыслов как необходимый этап целеполагания
Как идеология помогает победить бардак смыслов и из слова с негативной коннотацией превращается в инструмент системного целеполагания — в комментарии директора по развитию ВЦИОМ-Консалтинг Даниила Ермолаева.
Мы живем в эпоху глобальных изменений: постепенное укрепление многополярного мира ведет к перестройке общественно значимых процессов, меняются моральные и культурные парадигмы. Элемент хаоса в эпоху и без того сильных потрясений вносит цифровизация — за счет принципиальных изменений моделей распространения информации. Впрочем, путь к порядку, как правило, лежит именно через хаос. Как идеология помогает победить бардак смыслов и из слова с негативной коннотацией превращается в инструмент системного целеполагания — в комментарии директора по развитию ВЦИОМ-Консалтинг Даниила Ермолаева (из выступления на молодежном форуме «Ладога-2024»).
Переменчивый привкус хаоса
«Наш мир — крайне пластичная конструкция, он постоянно меняется. Как правило, эти изменения сопряжены с сильными потрясениями и, зачастую, перестройкой всех ранее известных нам процессов. Эти перемены все мы сегодня ощущаем на себе. К счастью, „трясет“ нас не так сильно, как героев знаменитой трилогии Лю Цысиня „Воспоминания о прошлом Земли“, но все равно эти факторы отражаются на нашей повседневности.
За последние 50 лет скорость изменений возросла кратно. Ключевая причина —принципиально новая модель распространения информации, появившаяся в результате развития мобильных технологий и интернета. Вполне возможно, что и дальше темп изменений продолжит нарастать. Рано или поздно мы войдем в период стабилизации, а пока же, пользуясь термином того же Лю Цысиня, можно сказать, что мы живем в эру хаоса, и до эры порядка, вероятно, нам еще далеко.
Хаос смешивает между собой все, чего он касается: мысли, мнения, взгляды, культуры, нравственные установки, — и за счет этого ставит под сомнение все то, чем мы жили раньше. Это непростое время, но и сетовать на судьбу нет смысла, ведь именно в период хаоса начинается поиск новых основ. Это своего рода активная фаза болезни роста. Подобное мы уже видели в истории. Из близких примеров: начало XX века (промышленная революция), конец XVIII века (Великая французская революция). И в том и в другом историческом периоде менялись культурные парадигмы, а вслед за ними — политические процессы.
Да, последовательность именно такая, поскольку культура — это не просто литература, музыка, кино и другие виды искусства. Это смыслы, лежащие в основе актуальной модели государства. Своего рода маркеры, которые определяют нас как общность людей.
Процессы, происходящие сейчас, похожи — мы видим, что привычная нам западная культура меняется, обретает новые формы, которые не все готовы принимать. Наблюдаем, что все сильнее становится культура стран азиатско-тихоокеанского региона. Возникает закономерный вопрос: где в этом процессе наше место? И главное — чем закончится текущий всемирный поиск?
Культура сильного или мозаика смыслов
Упрощая, можно выделить два базовых сценария, которые могут нас ожидать. Первый — появится единая глобальная культура, которая, по сути, будет представлять культуру наиболее сильного государства со всеми вытекающими последствиями в виде гегемонии. Второй — сложится своеобразная мозаика культур, где будет много самодостаточных государств: притирающихся, но и обогащающих друг друга.
Пока для нас предпочтителен второй вариант, именно он раскрывается в концепции многополярного мира. Однако эта концепция предполагает, что мы как страна должны рассказать всему миру, кто мы, какие смыслы несем, в чем наша полярность и отличительная черта на фоне других культур. Именно государственная идеология становится инструментом, способным выявить эти смыслы, структурировать и подать их в ясном, системном виде, в котором они будут понятны и самим жителям страны, и внешней аудитории.
При этом важно также обратить внимание, что идеологию в данном случае нужно понимать не превратно, как пропаганду и/или попытку стричь всех под одну гребенку. Идеология для нас сегодня — подход к стратегическому целеполаганию.
Ценности определены, необходимо транслировать
До сих пор, развивая страну, мы двигались преимущественно тактически: принимались программы, проекты, направленные на повышение качества жизни, развитие и/или преодоление застарелых проблем. Какие-то проекты были длиннее, какие-то короче, многие из них оказались успешными, но системных стратегических линий, определяющих, какое общество мы хотим построить, какими мы хотим видеть наши города, какими мы хотим видеть наши промышленные предприятия, какой мы хотим видеть нашу молодежь, — не было. Ни в диапазоне ближайших лет, ни на более отдаленном горизонте. До момента, пока не появился Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и последовавший за ним Указ № 309 от 07.05.2024 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Эти документы стали именно такими красными линиями, по которому движется содержательное развитие государства.
Указ № 809 в определенном смысле можно назвать подходом к идеологии, которого нам на протяжении последних 30 лет не хватало. Он достаточно четко обозначает те ценности, которые должны нас определять. При этом, конечно, нельзя сказать, что, раз определив ценности, мы однозначно сформулировали национальную идею и/или трансформировали культуру. Однако это значимый шаг в длительном и сложном процессе.
В то же время возникла интересная ситуация. С одной стороны, мы видим по опросам, что большинство жителей РФ в целом и молодежи в частности разделяет ценности 809 указа, с другой стороны, пока еще существует разрыв понимания смыслов этих ценностей, а также не определено четких форматов их трансляции для молодежи. И это важная задача, на которой было бы целесообразно сосредоточиться в 2025 году на системном уровне — выявить содержательную основу ценностей, которая могла бы разделяться большинством социальных групп, разработать понятные и прикладные программы по единому формату их трансляции для молодежи, на понятном и близком для нее языке».