19 октября 2022
Материалы экспертов
Культурный код: символы России глазами россиян
Насколько россияне осведомлены о культурном наследии своей страны? Помнят ли русских первооткрывателей и ученых? Кто, по мнению наших сограждан, являет собой символ России? По данным исследования ВЦИОМ, в обширный перечень людей-символов прошлого и настоящего вошли государственные деятели, реформаторы, ученые, писатели, врачи. Так, тройку лидеров среди деятелей прошлого составили Александр Пушкин, Пётр I и Иосиф Сталин, а вот Сергея Есенина и Ивана Грозного при ответе на этот вопрос вспоминали гораздо реже. О роли личности в истории и о том, как формируется представление о культурном и историческом наследии, – в комментарии Алексея Верижникова, директора ВЦИОМ-Консалтинг, PhD в области социологии.
В число трех наиболее выдающихся личностей прошлого вошли поэт Александр Пушкин (21%), российский император Петр I (20%) и советский правитель Иосиф Сталин (17%). Нахождение поэта в компании двух самодержцев объясняется тем, что все учившиеся в советской и российской школе помнят речевой оборот «Пушкин — это наше все», созданный еще в середине XIX века писателем Аполлоном Григорьевым. Въевшееся в подсознание «наше все» является своего рода «символом веры» в величие русской культуры. Хотя, скорее всего, найдется не так много россиян послешкольного возраста, способных воспроизвести на память до конца хотя бы одно стихотворение поэта. Что же касается вышеупомянутых двух самодержцев, то оба смогли успешно реализовать так называемую форсированную модернизацию, то есть преобразование страны «через боль». По результатам петровских реформ Россия вошла в лигу игроков мировой политики, в которой находится до сих пор. А результатом сталинской индустриализации стало занятие страной в годы его правления второго места в мировом табеле о рангах по сравнению с пятой позицией, которую занимала дореволюционная Россия. Что же касается «боли», то, как показывают результата опроса, россияне считают ее приемлемой ценой за продемонстрированные достижения.
Любопытным результатам опроса является то, что Иван Грозный, своего рода «брат-близнец» Петра I в российской истории, набрал лишь 2% в «народном рейтинге». Оба очень близки как по достижениям (Петр I «прорубил окно в Европу», а Иван Грозный «прорубил окно в Азию», добавив к Московскому царству огромные территории Поволжья и Сибири), так и по злодеяниям. Причем если все выходки Петра подробно задокументированы, то жестокости Ивана Грозного находятся в сфере широких интерпретаций (так, оценка числа казненных в его правление варьирует от 4 до 30 тысяч). В отличие от Петра I, Иван Грозный не участвовал лично в казнях, не катался пьяным по Москве в повозке, запряженной свиньями, не глумился над православной церковью и ее обрядами на вакханалиях «Всешутейшего и всепьянейшего собора». Опять-таки, то, что Иван Грозный убил своего сына, в массовом сознании известно из знаменитой картины Репина. Однако историческая наука не утверждает однозначно, что имело место именно убийство. При этом вынесение Петром I официального смертного приговора своему сыну Алексею — архивно задокументированный «твердый факт».
Со времен воцарения романовской династии в отечественной истории Иван Грозный стал так называемой черной легендой: достижения «мелись под ковер», а жестокости, настоящие или мнимые, обрастали фантастическими подробностями (нечто подобное сложилось в современной истории вокруг фигуры Лаврентия Берии, который в перерывах между реализацией атомного проекта и проекта ПВО Москвы якобы катался по столице, похищая женщин на улицах). А Петр I, наоборот, стал «белой легендой», где «мелись под ковер» жестокости и непристойности и гипертрофированно акцентировались достижения. Аналогичный пример в мировой истории — Александр Македонский и Чингисхан. Оба строили свои гигантские империи абсолютно одинаковыми методами, сочетая жестокость и «мультикультурализм». Но если первый — это красавец-герой, скачущий в развевающемся плаще на верном Буцефале, то второй — это, конечно же, «исчадие ада».
То, что радио изобрел Александр Попов, известно только в России. В остальной части мира считают, что радио изобрел Гульельмо Маркони. Аналогичная история — с другими изобретениями и научными открытиями. Так, в России считают, что паровую машину изобрел Иван Ползунов, в остальной части мира — англичанин Джеймс Уатт. Создателем первого в мире самолета у нас считают Александра Можайского, в большей части мира — американцев братьев Райт (а французы, на все имеющие собственное мнение, считают, что им был Альберто Сантос-Дюмон). Первооткрывателем закона о сохранении массы в России традиционно считают Михаила Ломоносова, в мировом научном сообществе — Антуана Лавуазье. И так далее. Так называемая битва приоритетов идет со времен объявленной Сталиным «борьбы с низкопоклонством перед Западом». То видение приоритетов, которое сложилось у нас в стране, относится к числу «устойчивых стереотипов» и «забетонированных ментальных конструкций». Мы так видим себя в мире. Это уже часть нашего «культурного кода». Поэтому нет никакого смысла их опровергать. Ведь Америка названа в честь Америго Веспуччи, а не открывшего ее Колумба. Да и тот до конца дней своих свято верил, что приплыл в Индию, а не открыл новый континент.