ВЦИОМ Консалтинг

10 декабря 2024

Материалы экспертов

Модульная автомобильная платформа: новые перспективы для российского автопрома

Недавно президент подписал ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». Почему эта новость крайне важна для развития отечественной легковой автомобильной промышленности — в комментарии Дениса Афанаско.

Недавно президент подписал ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов», в рамках которого определен размер госсубсидии на разработку отечественной унифицированной модульной платформы автомобилей для массового потребителя. На единой платформе, как предполагается, будут собираться автомобили гольф-, среднего и бизнес-класса. Эта новость крайне важна для развития отечественной легковой автомобильной промышленности. Почему — в комментарии эксперта по автомобильной отрасли «ВЦИОМ-Консалтинг» Дениса Афанаско.

Общепризнанный эффективный подход

«Сегодня в России делается ставка на направление, по которому развивается весь мировой автопром и которое показало свою высокую эффективность, — создание единой унифицированной архитектуры: платформы, на которой выстраивается сразу целое семейство автомобилей. Это, во-первых, несколько классов по размерности. Во-вторых, внутри каждого класса еще ряд моделей: например, с разным типом кузова, от разных брендов, массового и премиального сегментов[1].

Почему такой подход признан оптимальным? Производство унифицированных узлов и агрегатов для подобных платформ за счет эффекта масштаба обходится дешевле по сравнению с тем, если бы каждый автомобиль делался на собственной базе.

Видится, что мера эта сегодня вынужденная, так как скорее означает, что потенциальные иностранные партнеры делиться своими готовыми технологиями — которые бы сэкономили отечественному автопрому много времени на разработку, — не захотели. Нов то же время эта мера выверенная и обоснованная. Почему — рассмотрим далее.

Перспективы для отечественного автопрома

Суверенный проект. Реализовывать проект единой платформы будет наш профильный автомобильный институт НАМИ. Это означает, что в результате его реализации страна будет обладать собственными суверенными передовыми технологиями. Напомним, что именно НАМИ ранее разработал единую модульную платформу для люксового автомобильного сегмента семейства АУРУС (включающий седан, кроссовер и микроавтобус: автомобили для кортежа президента, высших чиновников, а также коммерческий проект отечественных люксовых автомобилей).

Ставка на новые и перспективные технологии. Речь идет не об автомобилях с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), а о последовательных гибридах и электромобилях. То есть о технологиях, которые в мире являются наиболее перспективными и востребованными. То, что было утверждено именно такое направление, вселяет оптимизм. Напомним, что последовательные гибриды — это автомобили, которые не требуют обязательной зарядки от розетки. Аккумуляторы заряжаются от ДВС, но который используется исключительно для подзарядки батарей[2]. Сегодня такие гибриды наиболее популярны. Например, на российском рынке представлены автомобили Li Auto, Voyah. Их продажи в своих потребительских сегментах — среди электромобилей и гибридов — очень высоки. Запас хода у таких автомобилей доходит до 1 000 км.

Помимо перспективности, эти технологии выигрывают за счет сокращенного времени на их разработку и меньшей стоимости. В электромобилях меньше узлов и аггрегатов[3].

Путь к технологиям следующего технологического цикла

Освоение электромобильных технологий необходимо и при переходе к следующему технологическому циклу. Например, многие эксперты считают, что в будущем в мире активно будет развиваться водородная энергетика, в том числе транспортные средства на топливных элементах. В таких элементах топливом выступает водород, в ходе химической реакции он преобразуется в электричество, побочным продуктом остается только вода.

Но чтобы успешно развивать эту технологию, необходимо хорошо освоить нынешнюю. Так как водородомобиль на топливных элементах — это, по сути дела, электромобиль, в котором также используются аккумуляторы и электродвигатели[4].

И именно у России есть большие возможности занять в водородных технологиях лидирующее место, так как наиболее дешевый водород получается из метана, запасы которого в России огромны. Важно отметить, что такие технологии сегодня — это уже не фантастика, а направление, которое активно развивается как в мире, так и в России. Причем сначала водород внедряется в крупном транспорте — это водоробусы, поезда, грузовики, что оправдано экономически. Зарядная инфраструктура пока очень дорога.

НАМИ, кстати, уже несколько лет активно занимается разработкой и усовершенствованием таких технологий для АУРУС. Бренд имеет в своем продуктовом портфолио первый в мире автомобиль люксового класса на топливных элементах, то есть на водороде.

У российского автопрома появляется стратегия развития

Это путь к выработке стратегии развития автопрома, за отсутствие которой сегодня критикуют государство как отечественные, так и иностранные автопроизводители: подробнее об этом мы писали в Барометре российского легкового автопрома и авторынка.

Почему? Производство такой платформы имеет смысл только в случае масштабного производства. Эксперты обычно называют число около 1 млн автомобилей.

Учитывая, что средние годовые продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей на российском рынке в последние доковидные годы были в районе 1,5-1,8 млн автомобилей, а большинство опрошенных в «Барометре автопрома» ВЦИОМ экспертов видят объем российского рынка к 2028-2030 годам до 2 млн автомобилей, указанное число является внушительным.

Чтобы обеспечить такой объем производства, потребуются: А) консолидация деятельности нескольких автомобильных заводов, которые будут как производить элементы отечественной платформы, так и проектировать собственные модели на этой архитектуре; Б) меры стимулирования спроса на эти новые модели.

Однако задача это непростая, так как в России множество как государственных, так и негосударственных автопроизводителей и автомобильных заводов, интересы которых необходимо учесть и скоординировать. Отдельные предприятия и компании с такой глобальной задачей просто не справятся. Поэтому, реализация указанных планов предполагает значительную роль государства в определенной реструктуризации российской автомобильной отрасли и рынка в будущем. Сделать здесь предстоит очень многое, но дорогу, как известно, осилит идущий.

Плюсы для российского потребителя и экономики. Конечный результат и важнейшие цели такого решения: 1) уменьшение стоимости отечественных автомобилей в связи с эффектом масштаба производства; 2) создание множества высокотехнологичных рабочих мест; 3) производство высокотехнологичной продукции с высокой степенью добавленной стоимости в России. Сегодня же деньги, которые россияне отдают иностранным производителям при покупке автомобиля, из страны уходят.

Новые технологии и важность глубокого изучения потребителя на этапе разработки автомобиля

Интенсивное изменение технологий и появление множества новых кардинально меняют мировой автопром — на рынке постоянно формируются новые ниши. Например, сейчас только на российском рынке представлено несколько типов гибридов, поставляемых иностранными компаниями.

Разработка же собственных моделей на новых технологиях требует эффективного планирования, в том числе основанного на понимании потенциального потребителя, его потребностей, стиля жизни, открытости людей и экспертного сообщества к таким технологиям и продуктам, их понимании и принятии.

Применение инструментов глубокого и систематического изучения общества и потребителя становится очень важным для предприятий страны, где речь идет о собственном производстве, а не просто об адаптации моделей и технологий иностранных производителей к нашему рынку. Исследования и консалтинг во всём мире позволяют сэкономить время разработки и снизить стоимость конечного результата — автомобиля.

­

Работы еще предстоит много. Технологически и организационно это очень сложная и задача, требующая много лет на реализацию. Результат и первые модели вряд ли увидим ранее чем через четыре-пять лет. Однако такое решение вызывает оптимизм: будем ожидать дальнейших хороших новостей.

ВЦИОМ и ВЦИОМ-Консалтинг же готовы предложить автопроизводителям необходимые гибкие инструменты изучения российского потребителя для повышения эффективности планирования и внедрения их разработок».

 


[1] Таким путем идут все мировые концерны, например VW Group, Renault-Nissan-Mitsubishi и др., включая китайских автопроизводителей.

[2] Еще одним примером успешной технологии в примыкающей отрасли промышленности являются многотонные БелАЗы (от 90 т до 450 т), они делаются по схожей технологии: дизельный двигатель является генератором, а ток посредством аккумуляторов питает электродвигатели, которые уже вращают колеса. 

[3] Однако тот факт, что сегодня озвучивается только данное решение не означает, что платформу для ДВС сбрасывают со счетов.   

[4] Росатом несколько лет активно развивает аккумуляторные технологии (Рэнера), а также готов заняться электроприводными, микроэлектроникой и композитными материалами для снижения веса автомобиля.

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ