ВЦИОМ Консалтинг

06 августа 2024

Материалы экспертов

Разумность достаточного

Почему диплом уже не гарант успеха, а практические навыки и быстрая адаптация к переменам становятся чуть ли не суперсилой — в комментарии директора «ВЦИОМ-Консалтинг» Алексея Верижникова.

В погоне за престижем и стабильностью россияне по-прежнему отдают предпочтение высшему образованию, но все же времена меняются. Почему диплом уже не гарант успеха, а практические навыки и быстрая адаптация к переменам становятся чуть ли не суперсилой — в комментарии директора «ВЦИОМ-Консалтинг» Алексея Верижникова.

Согласно исследованиям ВЦИОМ о достаточности уровня квалификации, с 2004 по 2024 год восприятие среднего специального образования (СПО) как достаточного не демонстрировало большой динамики и колебалось в диапазоне 27-32% (2004 — 27%, 2013 — 32%, 2017 — 28%, 2024 — 27%). Что же касается высшего образования (ВО), то в 2004 его воспринимали как достаточное 40% опрошенных, затем произошло приращение в 8-10 процентных пунктов, которое образовало «плато» (2013 — 49%, 2017 — 48%, 2024 — 50%).

Прирост запроса на высшее образование как must have объясняется главным образом тем, что на рубеже девяностых и «нулевых» при приеме на работу формальную «корочку» о ВО требовали не всегда, а спрашивали «что ты реально умеешь делать?». Поэтому на рынке было немало людей, которые не имели диплома (многие бросали вузы на третьем, четвертом и даже пятом курсе), но при этом считались высококвалифицированными специалистами (сами чему-то где-то научились). Начиная примерно с середины «нулевых» работодатели стали требовать «корочку». Отсюда и повальное желание получать университетский диплом, свидетельствующий о полном высшем образовании.

С СПО ситуация интереснее. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда сложившееся клише об СПО как «уделе середнячков, которые не способны поступить в вузы», не успевают за быстро меняющейся реальностью. В 2023 году колледжи обогнали вузы по числу поступающих[1]. Более 60% девятиклассников выбирают обучение в колледжах[2]. Из тех, кто окончил образовательные организации СПО, далее в вузы идут не более 20% ежегодного выпуска[3]. Причина — «разумная достаточность». В связи с бумом в IT-индустрии и ОПК выпускник крепкого колледжа, находящегося в системе «профессионалитета» (кастомизация колледжей под крупнейшие промышленные и технологические компании), через 2-3 года после окончания, получив достаточно высокий разряд, может начать зарабатывать больше, чем выпускник «середнячкового» вуза за тот же временной интервал. Современная молодежь стремится рано выходить на рынок труда, и если учеба в СПО дает быстрый достойный заработок, то «фетишизация» учебы в вузе уходит на второй план. В моменте «базис» (текущие реалии рынка труда) может опережать «надстройку» (сложившееся устойчивые восприятия), но на среднесрочном горизонте, как правило, корректируются и ментальные паттерны.

В «оптику исследования» не попали EdTech-платформы, поскольку они относительно недавно на образовательном рынке. Крупные EdTech-платформы (например, Skillbox, Skillfactory, Geekbrains, Нетология) предлагают получить профессию в режиме онлайн-обучения за период, как правило, от 6 до 24 месяцев. Преподаются там только специальные предметы (без общеобразовательных), обучение ведут молодые практики рынка. EdTech-платформы пока не являются прямыми конкурентами СПО и ВО. Скорее, это формат переквалификации или получения дополнительной квалификации, который позволяет отнести эту онлайн-учебу к разряду дополнительного профессионального образования (ДПО). Однако не исключено, что в будущем EdTech сможет бросить вызов традиционному ВО и СПО. В мире в технологическом секторе постепенно растет запрос на так называемых «новых воротничков»[4]. Это люди, которые не имеют университетского диплома, но по факту умеют столько же, а иногда и больше, чем его обладатели. А где человек этому научился — на EdTech-платформе или же в «гараже», как Стив Джобс, — для работодателя может быть и не таким уж принципиальным вопросом.

Исследование также показало крайне скромный запрос на учебу в аспирантуре как must have по уровню квалификации (не более 1-2% опрошенных на временном интервале 2004-2024). Если в советский период диплом кандидата наук был «кормящей корочкой», позволяющей выходить на уровень дохода в среднем в 1,5-2 раза выше, чем у «неостепененных» специалистов, то в современной России он таковым быть перестал. Наличие кандидатской степени в резюме сейчас проходит по категории «маленький, но плюс» среди прочих равных, нередко актуальные свежие тренинги и повышения квалификации могут этот плюс перебивать. Кроме того, три года в аспирантуре могут считаться и «потерянным временем» в смысле карьерного строительства, поскольку за это время кто-то уже может стать начальником отдела, а свежеиспеченный кандидат попадет к нему в команду «джуниором».

В «нулевых» кандидатскими степенями сильно увлекались чиновники. Но потом эти «псевдоакадемические увлечения» были несколько ограничены «сверху», поскольку на рациональном уровне стало понятно, что у чиновника просто физически нет времени, чтобы написать качественный научный текст большого объема. Кандидатская сейчас имеет ценность преимущественно для тех, кто стремится заниматься именно наукой и образованием как профессией. «Рентная составляющая» из нее почти ушла. В целом на рынке труда и рынке образования доминирует прагма. Но прагму эту не стоит трактовать как «образовательное опрощенчество». У рекрутеров и хэдхантеров на собеседованиях наиболее часто задаваемый вопрос: «А чему новому вы научились за прошедшие год-два?» И в ответе главным будет именно «чему», а не «где».       

 


[1] Колледжи обогнали вузы по числу поступающих - Кравцов - РИА Новости, 18.08.2023 (ria.ru)

[2] В российские колледжи в 2023 году поступили 1,2 млн человек (tass.ru)

[3] Почему школьники отказываются от высшего образования в пользу СПО (iz.ru)

[4] Почему компании нанимают сотрудников без высшего образования (kommersant.ru)

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ