20 мая 2024
Материалы экспертов
Российский легковой автопром: любить или ненавидеть
Возможности российского автопрома вызывают скепсис у россиян, образ индустрии скорее негативен. Тем не менее, изменения в этой отрасли для людей крайне желаемы и важны. Почему – в материале Дениса Афанаско.
Исследования ВЦИОМ показывают противоречие: с одной стороны, возможности российского легкового автопрома, его успешного развития вызывают скепсис у россиян, образ индустрии скорее негативен, а с другой стороны — последний опрос ВЦИОМ показывает, что изменения в этой отрасли для людей крайне желаемы и важны. Также россияне, а в особенности мужчины-автолюбители, хотели бы получать больше информации о ее развитии и успехах. Почему так происходит и почему важен имидж отечественной автоиндустрии — в комментарии эксперта по автомобильной категории ВЦИОМ-Консалтинг Дениса Афанаско.
Развитие собственных компетенций в автопроме: осторожный оптимизм
Ситуация в автопроме сегодня действительно не проста. В период доминирования глобальных автомобильных концернов и сотрудничества с ними российская автомобильная промышленность мало чему научилась, но зато устойчиво теряла собственные компетенции, упустив очень многое. Фактически ставка на совместную работу с «западными» компаниями вместо продвижения вперед отбросила нас намного назад. Мы вернулись в 2000-е годы.
Однако ситуация меняется, обозначились перспективы развития. И мы склонны оценивать эти изменения с осторожным, но оптимизмом.
В 2022 году, как и в других важнейших отечественных индустриях, в автопроме был объявлен курс на достижение технологического суверенитета по критически важным технологиям. По контексту и принимаемым мерам видно, что настрой серьезный. Это настоящий перезапуск автопрома на новых принципах.
И первые результаты уже есть. Во-первых, после резкого ухода глобальных автоконцернов и введения беспрецедентного количества санкций индустрию удалось сохранить: обеспечены занятость, производства и коллективы, выпуск моделей, способный частично удовлетворить спрос.
Во-вторых, углубляется реальная локализация существующих проектов. В короткие сроки отечественным предприятиям удалось заместить многие базовые автокомпоненты, включая ABS, ESP, электронные решения. Инициированы и запущены многие НИОКРы. Развиваются и достаточно скоро будут реализованы отечественные электромобильные проекты.
Безусловно, это только начало пути. А сделать предстоит еще очень многое.
Что ощущают люди: скепсис и разочарование
Однако люди практически не замечают эти отдельные изменения. Перед их глазами совсем иная «картинка». Что они видят? «Старые Гранты» «в усеченных комплектациях» и «импортозамещенные» автомобили из «импортных машинокомплектов», «с переклеенными шильдиками»[1].
Образ российского автопрома сегодня не просто негативен, а эмоционально негативен — многие скептически относятся к перспективам его развития. Конечно, встречаются и высказывания с верой в будущее отрасли, но их не много.
Исследование ВЦИОМ от 2023 года показывает, что, описывая отношение к возможностям отечественной автомобильной индустрии, россияне употребляют следующие эпитеты: «исторически не наше», «про эту сферу как-то говорить особо не хочется», «автопром — это самая боль», «наш автопром бесконечно болен»[2]. Рассуждая о конкретных проблемах, многие говорят, что сегодня «недостаточно хороших специалистов», а также «стильных и качественных решений». Цена отечественных автомобилей представляется завышенной.
Чего в идеале хочет российский потребитель от отечественного автопрома? «Народного», то есть доступного, произведенного в России автомобиля (или линейки автомобилей), сравнимого с тем, что предоставляют глобальные автоконцерны — по уровню надежности, качества, современности, дизайна, удобства.
Но одновременно россияне наблюдают, что рынок быстро насыщается китайскими автомобилями мирового уровня качества — «китайцы захватывают рынок». Поэтому потребитель пока не видит «света в конце туннеля». И разочарование усиливается. Тому виной — отсутствие видимых результатов из-за сложности этой сферы промышленности и потери компетенций. Понадобится еще несколько лет интенсивной работы.
Таким образом, в то время как интенсивно ведется восстановление компетенций отечественного легкового автопрома, негатив в сознании людей только укрепляется. И причины тому — объективное отсутствие успешных массовых моделей, но главное — низкая осведомленность о том, что в действительности происходит в этой сфере.
А негативный образ автопрома, отсутствие видения его перспектив, оказывает отрицательный эффект как на продажи и их маржинальность, в том числе будущие, так и на привлечение работников в автопром, в первую очередь высококвалифицированных — инженеров, разработчиков.
Путь развития автопрома оценивается как верный. Но хочется больше информации
В последнем общероссийском опросе ВЦИОМ мы спросили россиян, как они оценивают важность задачи достижения технологической независимости в российском легковом автопроме. И 85% назвали эту задачу важной. Причем эта важность окрашена эмоционально положительно — опрошенные испытывают надежду (46), оптимизм (32), интерес (26), воодушевление (15). Скепсис также присутствует, но его значительно меньше: сомнение (19), недоверие (11), равнодушие (8).
То есть, зайдя с другой стороны, мы видим иной результат. Да, имидж автопрома негативен, но такое отношение людей на самом деле с болью. Люди ругают наш автопром и при этом хотят его восстановления.
Опрос ВЦИОМ показывает и большой интерес россиян к информации о развитии автопрома, а также недостаточность такой информации в СМИ.
Так, информация о развитии легкового отечественного автопрома интересна 57% россиян (и для 75% планирующих покупку автомобиля мужчин). А недостаточность подобной информации отмечают 42% опрошенных (и 49% планирующих покупку автомобиля мужчин).
Формировать имидж легкового автопрома нужно. Но кому и как?
Итак, запрос на информацию о развитии индустрии очевиден. Важно также исправлять имидж автопрома — от этого зависят продажи, маржинальность, способность привлекать в отрасль сотрудников.
Какие же мы видим первостепенные задачи? Исходя из сформированного образа легкового автопрома, требуется ломать такие характеристики, как «отсталость», «бесперспективность», и формировать «устремленность вперед», «обновление и технологичность, инновационность». Важно заинтересовывать развитием разные аудитории, включая детей и молодежь — потенциальных будущих потребителей и работников.
В отсутствие финального очевидного результата «здесь и сейчас» важна демонстрация перспективы: стратегии и плана — к чему идет автопром, на какой стадии развития он находятся, какие текущие промежуточные результаты и достижения имеются на сегодняшний день, что в ближайшем будущем предстоит сделать.
Но стоит и другой вопрос. А кто сегодня способен развивать этот имидж? Вопрос ли это наших автобрендов — могут они себе это позволить в нынешних условиях? Ведь предприятия сфокусированы на собственные текущие задачи: продажи в моменте и развитие производства. А здесь дело стратегическое, актуальное для всей отрасли.
Мировой опыт показывает, что некоторые национальные бренды при выходе на внешние рынки объединяются и вместе прокачивают имидж своих стран, а также различных компетенций. Это своего рода «мягкая сила», применяемая в целях стимулирования продаж и маржинальности. Например, в России так совместно действовали корейские представители совершенно разных индустрий — продавцы автомобилей, электроники, косметики и даже популярные исполнители.
Вероятно, отечественным предприятиям также стоит заняться формированием политики «мягкой силы» — для нужд российского рынка. Выстраивание положительного имиджа — это скорее задача для консорциума автомобильных предприятий. Возможно, с привлечением компаний, работающих в смежных областях: разработки систем автономного вождения, электротранспорта, мультимедийных систем. А возможно, и из совсем других сфер. Выгода в результате будет для всех.
Смогут ли сегодня предприятия объединиться ради этой цели — тоже вопрос. Возможно, здесь необходима помощь и поддержка государства на период восстановления и развития отрасли.
Имидж отечественного автопрома сегодня негативен. Важно выстраивать его положительный образ, а также усиливать информирование о развитии отрасли. Почему? Это своего рода формирование «мягкой силы» для стимулирования продаж, повышения их маржинальности и привлечения высококвалифицированных работников в сферу. Как сегодня, так и в будущем.
Опросы ВЦИОМ свидетельствуют о подготовленной почве для выстраивания такого образа отрасли: россияне хотят развития автопрома, говорят о востребованности и недостатке информации о его развитии.
[1] Исследование ВЦИОМ, июль 2023. Онлайн-форум, 25 участников. Мужчины и женщины в возрасте от 21 до 55 лет. Более 50% участников водят автомобиль и интересуются технологиями. География: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Владивосток.
[2] Согласно этому же исследованию ВЦИОМ, воспринимаемые оценки автопрома очень низки по сравнению с другими отраслями технологичной промышленности, которые, напротив, оцениваются в большей степени положительно: атомной, кораблестроением, авиа, космосом и др.