ВЦИОМ Консалтинг

24 апреля 2024

Материалы экспертов

Смартфон: взлет и падение

Почему смартфоны стали привилегией неуспешных – в комментарии директора «ВЦИОМ-Консалтинг» Алексея Верижникова.

Двадцать лет назад на смену массивным «трубкам» приходят миниатюрные смартфоны-раскладушки: они на пике моды и считаются самым что ни на есть маркером успеха. Теперь оглянемся на 10 лет назад: кажется, нет ничего круче нового айфона! Что же сейчас? Продвинутые яппи меняют смартфоны на кнопочные аппараты, а вдумчивые родители ограждают детей от гаджетов. Почему смартфоны стали привилегией неуспешных – в комментарии директора «ВЦИОМ-Консалтинг» Алексея Верижникова.

Смартфон вместо «пенсофона»

Как говорилось в одном популярном советском фильме, «в джинсы уже облачились даже самые отсталые слои населения». Если еще лет 5-7 назад в руках представителей поколения 50+ чаще всего мелькали кнопочные «пенсофоны», то сейчас это все больше и больше смартфоны. Особенно если речь идет о Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках. Причины, в общем-то, понятны. Даже у «предпенсов» и «пенсов» появились такие мощные драйверы к освоению более продвинутой версии телефона, как бесплатные звонки и сообщения в мессенджерах, а также мобильный банкинг, позволяющий почти моментально перебросить несколько тысяч рублей прямо «на номер».

По данным ВЦИОМ, доля пользователей смартфонов среди представителей «поколения оттепели» (рожденные до 1947 года) составляет 55%, среди представителей «поколения застоя» (1948-1967 гг.) — 71%.

Вместе с тем по всему миру периодически проходят бизнес-новости о росте интереса к кнопочным телефонам. Например, в прошлом году такая новость пришла из США[i]. Причем возросший интерес к кнопочным телефонам продемонстрировали не возрастные реднеки и трак-драйверы из южных штатов, а продвинутые «зумеры», у которых начала появляться озабоченность по поводу своего психического здоровья из-за зависимости от соцсетей и постоянного «залипания» в смартфоне.

Новые «коды вежливости»

Еще лет десять назад, когда общались в основном при помощи электронной почты и СМС-сообщений, в деловой коммуникации правилом хорошего тона считалось ответить в течение суток. Сейчас все невероятно убыстрилось! Если на сообщения в мессенджерах не отвечают в течение часа, это уже считается не комильфо. А на сообщение от начальника вообще принято реагировать немедленно, независимо от обстоятельств, в которых находишься в моменте, а также от времени суток. Поэтому сейчас относятся с «пониманием», хотя и порой ворчливым, когда сотрудники «тыкают» в телефон прямо на рабочем совещании (раньше за такое обычно следовал грозный начальственный окрик). «Смартфоновое рабство» становится частью образа жизни. Особенно сильны его проявления в городах с высокой концентрацией деловой жизни.

По данным ВЦИОМ, 42% москвичей и петербуржцев испытывают дискомфорт, когда остаются на долгое время без смартфонов (для сравнения, в сельской местности — только 16% опрошенных). Москвичи и петербуржцы пользуются смартфоном в перерыве на работе/учебе (61% vs. 51% среди всех опрошенных пользователей), во время отдыха (58% vs. 49%), перед сном (52% vs. 46%), во время еды (37% vs. 23%), а также во время встреч с друзьями, родными (22% vs. 16%).


Смартфоны — печальный удел «бедных»?

Люди побогаче меряются яхтами, люди победнее — смартфонами. Бренд смартфона остается важным (хотя в последние годы появились и новые сильные игроки, где силе устоявшегося на рынке модного бренда может быть противопоставлен суперпродвинутый функционал). В 2018 году в «Нью-Йорк таймс» появилась нашумевшая публикация под названием «Человеческое общение — вот настоящая роскошь. Гаджеты раньше были признаком элитизма. Сейчас статус-символ — это их избегание», которая еще больше заострила проблематизацию[ii]. Согласно публикации, гаджеты, обладание которыми десятилетие назад считалось признаком успеха, продвинутости и инкорпорированности в современный стиль жизни, сейчас приобрело оттенок своего рода «нового маркера бедности». Если ты по-настоящему успешен — можешь себе позволить меньше «залипать» в экран. Если же ты просто «гребец на корпоративных галерах», ну, проверяй в режиме онлайн сообщения и вздрагивай от ужаса, если тебе показалось, что пропустил что-то важное.

Недопуск детей к смартфонам — признак элитного образования?

Многие гордятся тем, что дали ребенку смартфон уже в 4-5 лет, и умиляются, как быстро ребенок научился «пальчиком тыкать». При этом упускается момент, что, если ребенку дать смартфон до того, как он научился читать, нормально читать он потом уже не будет — ребенку будет казаться, что в любом условном «лонгриде» слишком «много букв», если его объем превысит 3-4 абзаца.

Первыми тревогу, как ни странно, забили лидеры IT-индустрии. Известно, что Стив Джобс и Билл Гейтс сильно ограничили своих детей в использовании гаджетов. А среди ведущих IT-разработчиков Кремниевой долины стало модно отправлять своих детей в расположенную в Калифорнии Вальдорфскую школу полуострова (The Waldorf School of the Peninsula). В школе пишут мелом на доске и ручками в тетрадях. Пользование гаджетами полностью запрещено до восьмого класса, а после восьмого класса — сильно ограничено.

Когда одного из калифорнийских IT-экспертов спросили, почему, работая в IT-индустрии, он отправил своего ребенка в школу, где нельзя пользоваться гаджетами до восьмого класса, он образно ответил в духе, что если бы он, к примеру, работал в индустрии производства «фильмов для взрослых», то тоже, наверное, не очень бы хотел, чтобы с его продукцией знакомились его дети до достижения ими 18 лет. Ну, и работники алкогольных компаний, они тоже не все и не всегда своим детям наливают.

Вам звонит «товарищ майор»

Звонки телефонных мошенников стали настоящим бедствием наших дней. При помощи все более изощренных техник «социальной инженерии» мошенникам удается ввести жертв (среди которых попадаются и достаточно образованные, и не самые старые люди) в состояние аффекта и спровоцировать их на действия, ведущие к потере денежных средств. Смартфон, подключенный к мобильному банкингу, — это дополнительное «окно уязвимости», поскольку находящаяся в состоянии аффекта жертва по подсказке мошенников может выполнить какие-то действия немедленно (при наличии кнопочного «пенсофона» дошла бы до отделения банка и за это время, возможно, остыла и что-то в этой ситуации отрефлексировала).

Однако при всех вызовах, который создает современному человеку смартфон, отказываться от него и переходить на кнопочные телефоны в массе своей люди пока не спешат.

По данным ВЦИОМ, две трети (66%) пользователей скорее не готовы отказаться от смартфона в пользу обычного кнопочного телефона.

В общем, как принято писать в одной из запрещенных в России соцсетей, «всё сложно».


[i] Объяснена популярность кнопочных телефонов среди молодежи // Lenta.ru. 31 марта 2023. URL: https://lenta.ru/news/2023/03/31/dumpphones/?ysclid=lvanyt4v8h119245399.

[ii] Human Contact is Now a Luxury Good. Screens Used to Be for the Elite. Now Avoiding Them is a Status Symbol // The New York Times. March 23, 2019. URL: https://www.nytimes.com/2019/03/23/sunday-review/human-contact-luxury-screens.html.

 

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ