ВЦИОМ Консалтинг

20 июня 2024

Материалы экспертов

Станут ли автомобили на нетрадиционных видах топлива массовыми в России?

Насколько автомобилисты открыты к электромобилям, какие они видят преимущества и недостатки, а также как оценивают доступность способов подзарядки около дома — ответы в комментарии эксперта по автомобильной категории ВЦИОМ-Консалтинг Дениса Афанаско.

Рост продаж новых электромобилей в России в последние годы бьет рекорды. Однако их доля в общем количестве автомобилей без пробега составляет всего 1,2% и концентрируется в верхних ценовых сегментах. Мы поинтересовались, насколько открыта широкая аудитория автомобилистов к электромобилям, какие их преимущества и недостатки она на сегодня видит, а также как оценивается доступность способов подзарядки около своего дома — ответы смотрите в комментарии эксперта по автомобильной категории ВЦИОМ-Консалтинг Дениса Афанаско.

В последние два года продажи электромобилей в России серьезно растут. Только по новым электрокарам прирост в 2023 году составил более 14 тыс. штук (рост в 4,7 раза). За январь-апрель нынешнего года — более 9 тыс. штук (рост в 2,7 раза)[1], и рост продолжается.

С одной стороны, это отражение мирового тренда: электромобили становятся все более популярны, технологичны, повышают свои потребительские качества. С другой стороны, это результат влияния принятой в России стратегии развития электромобильного транспорта. Запущены меры стимуляции покупки отечественных электромобилей, развивается зарядная инфраструктура.

Однако, по мнению экспертов из автомобильной отрасли (данные «Барометра российского легкового авторынка и автопрома ВЦИОМ, 2024», который будет опубликован летом 2024 года), электромобиль в России все еще остается нишевой покупкой. Если говорить о частных покупателях, то до сих пор это скорее «инноваторы», а также богатые граждане, у которых уже есть основной автомобиль или даже их парк. Поэтому популярны иностранные, более продвинутые модели, завозимые в Россию по параллельному импорту.

Еще одно потенциальное направление продаж электрокаров — бизнес: такси, каршеринг и часть бизнес-перевозок в крупных городах.

Основная же масса населения пока не спешит пересаживаться на электромобили.

Эксперты сходятся в том, что на сегодняшний день в России больше перспектив для гибридов.

Причины: недостаточное развитие инфраструктуры для загородных и междугородних поездок, недостаточность стимулов от государства.

В ходе июньского опроса ВЦИОМ мы задались вопросом, каков потенциал альтернативных видов автомобилей среди широкой аудитории автомобилистов. Россиянам было предложено порассуждать на тему покупки автомобиля для семейного пользования и выбрать до двух наиболее предпочтительных транспортных средств по типу топлива.

Здесь получились достаточно интересные результаты. Ожидаемо преобладает доля тех, кто заинтересован в автомобиле с традиционными видами топлива (бензин, дизель, газ), — 81% автомобилистов-мужчин. Как показывает практика, в большинстве случаев именно мужчины принимают решение относительно выбора типа двигателя. Но и доля тех, кто рассматривает для себя альтернативные виды автомобилей — гибрид и электромобиль, — достаточно высока: 21% и 12% соответственно.

Выборочное прослушивание аудиозаписей интервью также показало любопытные результаты — потенциальные покупатели высказывают сожаление, что новые отечественные электромобили, которые сегодня продаются на рынке, пока недоступны для них из-за слишком высокой цены. Это подтверждает открытость многих автомобилистов к электромобилям — они серьезно задумываются о возможности такой покупки.

Электромобиль: за и против

Среди мужчин-автомобилистов главным фактором «за» электромобиль является его экологичность — 33% (против 43% у всех автомобилистов). Но очень важны и реальные практичные причины эксплуатации: экономичность (в том числе обслуживания) — 25% (против 19%), бесшумность 12% (10%) и легкость в эксплуатации 11% (8%).

Против электромобилей играют другие практичные причины. Лидирует неразвитость инфраструктуры — 46% у автомобилистов-мужчин (против 43% среди всех автомобилистов), цена — 22% (20) и небольшой запас хода 22% (15%).

Автомобилисты в крупных городах в большей степени замечают развитие зарядной инфраструктуры

В целом доступность специализированной зарядной инфраструктуры около дома пока не высока: она оценивается лишь в 7%. Но если смотреть по Москве и Санкт-Петербургу, то здесь мы видим уже 16%. Аудиозаписи интервью — своеобразный выборочный качественный анализ — показывают, что люди уже говорят о наличии зарядных станциях «через дорогу» или «около дома».

Также обращает внимание большое количество тех, кто оценивает возможность заряжать электромобиль от розетки, — это 38% опрошенных. Интересно, что по данным Росстат более 28% семей живут в частных домах или в части частных домов. Также нужно учитывать дачников. https://www.rbc.ru/economics/18/05/2021/60a249d39a794759d5b3f054?ysclid=lxerg35gag184302853 Эти данные также свидетельствуют о потенциале электромобильности.

Метан: открытость к нему физлиц пока ограничена

В последнее время в России достаточно активно развивается инфраструктура для зарядки автомобилей метаном. Но пока этот сегмент остается преимущественно оплотом бизнеса. С другой стороны, открытость частников к этому типу топлива (4%) уже сравнима с открытостью к более традиционному и привычному газомоторному топливу — пропан-бутановой смеси (6%) среди мужчин-автомобилистов.

Выводы / заключение

Интерес россиян к электромобилям растет. Параллельно развивается и инфраструктура, являющаяся главным на сегодняшний день барьером приобретения таких автомобилей. Ее элементы уже заметны широкому потребителю, особенно в крупных городах. Вне городов ее пока явно недостаточно, а для такой большой страны, как наша, это очень важно. Сохраняется и ценовой барьер: пока еще электромобили для большинства потенциальных покупателей дороговаты. Сохраняется надежда на появление доступного отечественного электромобиля для массового сегмента. На 2025 и 2026 годы анонсирован выход на российский рынок первых полностью отечественных решений. Интерес и даже «аппетит» к ним — налицо.

 


[1] Данные Автостат: https://www.autostat.ru/infographics/57785/?ysclid=lxiy183lw7507392666

 

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ