07 октября 2024
Материалы экспертов
«Стресс спиртным не заливаем!» Как изменились тренды алкопотребления в России
Как изменились тренды алкопотребления в России и в других странах — в комментарии директора «ВЦИОМ-Консалтинг» Алексея Верижникова.
Отличные новости! По данным опроса ВЦИОМ, за последние 20 лет доля непьющих россиян выросла почти вдвое. Тренд на здоровый образ жизни обусловлен несколькими факторами: например, модой на ЗОЖ, активизацией антиалкогольной политики и, конечно, сменой поколений. Как показал опрос, главные адепты трезвости в нашей стране — зумеры и младшие миллениалы. Вместе с тем в исследовательском поле немало данных о серьезных изменениях в алкогольной культуре во всем мире. Как (не) пьют у нас и в других странах — в комментарии директора «ВЦИОМ-Консалтинг» Алексея Верижникова.
Россия — далеко не самая пьющая
25 июня этого года был опубликован доклад Всемирной организации здравоохранения, в котором были приведены обновленные данные об уровне потребления алкоголя на душу населения по странам мира в литрах чистого этилового спирта на одного человека старше 15 лет. Россия заняла в рейтинге 29-е место из 187 представленных в нем стран — наш показатель составил 10,4 л. Тройка стран-алкочемпионов выглядела следующим образом: 1) Румыния — 17 л, 2) Грузия — 14,3 л, 3) Чехия — 13,3 л[1].
По экспертным оценкам, доля нелегального алкоголя в России составляет порядка 20–25% от всего оборота. Но даже прибавление нелегального алкоголя к общим показателям статистики не выведет Россию в тройку самых пьющих стран в мире.
Что пить будете?
Что же пьют в России? По данным агентства FinExpertiza, опубликованным 26 февраля этого года, в 2023 году розничные продажи алкоголя (магазины и заведения общественного питания) по типам покупаемого алкоголя были структурированы следующим образом[2]:
- Крепкие спиртные напитки (напитки крепче 25 градусов): 7,2 л на душу населения (из них две трети приходится на водку) à рост потребления на 3,6% по сравнению с 2022 годом.
- Винодельческая продукция (вина тихие, вина игристые, ликерные вина, винные напитки): 5,9 л на человека в год à рост потребления на 2,3% по сравнению с 2022 годом.
- Пивная продукция (пиво, пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха): 53,3 л на человека в год à рост потребления на 3,6% по сравнению с 2022 годом.
Внешние вызовы на алкогольной динамике почти не сказались
Несмотря на «турбулентные времена», скачкообразного прироста потребления алкоголя в России в прошлом году не наблюдалось. По всем трем основным категориям алкоголя в сопоставлении 2023 vs 2022 пить стали больше, но условно, в «пределах статистической погрешности». То есть эпизодически возникавшее беспокойство на фоне имевшей место динамики военно-политических событий 2023 года сверхусиленно алкоголем не заливали.
Приведенная выше структура потребления алкоголя отражает изменения в алкогольных паттернах. Есть три основных типа культур потребления алкоголя:
- «Северная водочная» (исторически ее классическими наиболее яркими представителями были Финляндия, Россия и Польша): алкогольная культура предполагала быстрое одномоментное употребление большого количества крепкого алкоголя с последующими «сильными эмоциональными выбросами».
- «Чешско-немецко-бельгийская пивная культура»: пиво — напиток, которым сопровождается любая еда (в том числе иногда и каждодневные обед и ужин) и любое общение. Ровный эмоциональный фон.
- «Средиземноморская винная культура»: очень похожа на вышеописанную «пивную культуру», где роль «спутника еды» и «спутника общения» выполняет вино. Эмоциональный фон также ровный.
Стратегии наименьшего зла
В целом после экспериментов с «сухими законами», имевшими место в ряде стран на протяжении ХХ века, в мире поняли, что алкоголь полностью убрать из социума невозможно («сухие законы» всегда и везде приводили к одному и тому же результату — росту самогоноварения и потребления опасных суррогатов, нелегальному контрабандному ввозу алкоголя, обогащению подпольной «алкогольной мафии»).
Поэтому в ряде стран, где «любят выпить», была принята стратегия наименьшего зла — переключения населения с крепкого алкоголя на пиво и вино. Понятно, что безопасного алкоголя в природе не существует, поскольку в любом алкоголе, в том числе в вине и пиве, содержится этиловый спирт, оказывающий негативное воздействие на человеческий организм и человеческую психику. Но пиво и вино считаются несколько более «социально приемлемыми» напитками, поскольку возникающий после них тип опьянения в меньшей степени провоцирует насилие и агрессию. Ну и органы пищеварения в силу «меньшего градуса» разрушаются медленнее (хотя, конечно, тоже разрушаются), чем от 40-градусных напитков.
Польша и Финляндия за несколько прошедших десятилетий проделали большой путь по переключению населения с «водочного мейнстрима» на относительно большее потребление пива и вина. Что касается России, то в ней в нулевых состоялась «пивная революция», когда среди молодежи и значительной части мужского взрослого населения среднего возраста основным алкогольным напитком стало пиво, а не водка.
Эпохи портвейна и пивозамещения
В России и ранее в СССР в выборе алкоголя всегда играло роль соотношение «грамм — градус — копейка», то есть возможность приобрести оптимально по деньгам то количество алкоголя, которое наиболее эффективно «даст по шарам». Так, в позднем СССР «советский портвейн» (низкокачественные недорогие крепленые вина крепостью 16–20 градусов) потеснил водку в качестве основного «народного напитка». Правда, особого социального эффекта от этого не было, поскольку тип опьянения походил на водочный, а низкое качество данного алкоголя также не выводило на параметр «относительно меньший ущерб для здоровья».
В нулевые в России пиво по соотношению «грамм — градус — копейка» было вполне конкурентоспособно с водкой. С тех пор цена на пиво постоянно росла. Как отмечают эксперты, сейчас практически нет пива дешевле 60 рублей за бутылку 0,5 л. При минимальной розничной цене водки в 299 рублей «пивозамещение водки» становится не очень выгодным (по количеству алкоголя 1 бутылка 40-градусной водки объемом 0,5 л приблизительно равно 8 бутылкам 5-градусного пива того же объема).
Потребителю не хватает бюджетных вин приемлемого качества
В свете данной «финансовой проекции» массовое переключение россиян на вино также представляется, мягко скажем, «не делом завтрашнего дня». В таких странах «средиземноморской винной культуры», как, например, Португалия, Испания, Италия, Черногория, продается вполне питкое натуральное столовое вино по цене 2–3 евро (200–300 рублей) за бутылку 0,75 л. У нас же в данном ценовом диапазоне присутствуют в основном либо винные напитки, либо откровенная «косорыловка». Поэтому российским виноделам было бы целесообразно обратить внимание на этот сегмент — бюджетные натуральные столовые вина приемлемого качества («просто под еду без особого праздничного повода»), а не только гоняться за «российским винным премиумом», который, безусловно, является целью возвышенной и благородной, но пока еще несколько эфемерной — как «конкурентоспособный российский смартфон» или «конкурентоспособный российский планшет».
[1] Рейтинг стран по уровню потребления алкоголя (данные 2024 года) (global-relocate.com)
[2] Розничные продажи крепкого алкоголя достигли максимума за 7 лет (finexpertiza.ru)