ВЦИОМ Консалтинг

06 марта 2023

Материалы экспертов

Танкеры — призраки России

Даниил Ермолаев: "Ничто не мешает представить «теневой флот» как армаду «новых каперов», слаженных между собой, доказывающих, что логистические маршруты, выстроенные Россией, являются эффективными, надежными и в целом — вне зависимости от внешних санкций — могут гарантировать азиатским партнерам качественный товарообмен."

Ежемесячно в теневой флот для перевозки нефти из РФ поступает до 35 танкеров (Московский комсомолец)

Согласно данным CNN, в мире появился флот «таинственных танкеров», которые готовы облегчить экспорт российской нефти в обход санкций стран Запада. Инсайдеры отрасли оценивают размер этого флота примерно в 600 судов (около 10% от мирового количества крупных танкеров) и отмечают, что количество таких танкеров продолжает увеличиваться.

Комментарии Даниила Ермолаева, директора ВЦИОМ-Консалтинг по развитию.

«Теневой танкерный флот» России — очередной виток «новой мифологии» и отличный пример работы с общественным мнением по всем канонам «теорий заговора» и «охоты на ведьм». Возможно ли в теории, что у России в условиях санкций появятся незарегистрированные суда, которые будут экспортировать такую же незарегистрированную нефть? Да. Есть ли подтверждения наличия данных судов? Нет. Их и не может быть, поскольку, если они окажутся однозначно атрибутированы России, то перестанут быть теневыми и станут явными (в определенной степени сам факт заявления о «теневом флоте» уже лишает его права называться так: что это за «теневые корабли», о которых всем известно?).

Существуют ли на сегодняшний день неопровержимые доказательства отсутствия подобных судов? Нет. Да и доказать отсутствие чего бы то ни было практически невозможно, поскольку всегда остается последний аргумент, что 100-процентная уверенность в принципе невозможна — даже если мы чего-то не видим, это означает лишь то, что наше восприятие ограничено.

На сегодняшний день неизвестны ни порты приписки, ни места регистрации, ни флаги, под которыми ходят упоминаемые танкеры.

По сути, возникает ситуация парадокса. Английский философ-неопозитивист А.Д. Айер определял подобного рода споры как обсуждение без логического основания, которое является бессмысленным и не ведет ни к чему. Однако для общественного сознания логическое основание непринципиально, скорее, даже наоборот: чем более зыбким оно оказывается, тем эффективнее трансляция той или иной идеи. А дальше все зависит от того, есть ли у «мифа» автор и какова его финальная цель.

Но особая прелесть мифологии заключается в том, что она эффективно работает в обе стороны. Если вовремя уловить ключевые правила «мифа» (границы, выходя за которые, миф становится абсурдом), то его можно разворачивать практически как угодно.

Например, ничто не мешает представить «теневой флот» как армаду «новых каперов», слаженных между собой, доказывающих, что логистические маршруты, выстроенные Россией, являются эффективными, надежными и в целом — вне зависимости от внешних санкций — могут гарантировать азиатским партнерам качественный товарообмен.

Можно пойти дальше и начать сводить «миф» к границе с абсурдом, используя «фэнтезийные» с точки зрения обывателя места регистрации и флаги — например, Монголии, которая не имеет выхода к морю. Вполне действенный инструмент в том случае, если необходимо сформировать информационную завесу того или иного события — перехват монгольского танкера будет выглядеть как занятный анекдот, который займет место скорее среди актуальных мемов, нежели реальных проблем.

Фактически заявления CNN и их интерпретация СМИ открывают практически неограниченное поле для экспериментов и возможностей взаимодействия с общественным мнением как на уровне федеральной / региональной повестки, так и в рамках отдельно взятых компаний, осуществляющих свою деятельность в российских портах.

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ