ВЦИОМ Консалтинг

25 января 2023

Материалы экспертов

В 2023 год с размахом: почему растут траты россиян на досуг?

Несмотря на все перипетии ушедшего года, согласно данным исследования ВЦИОМ, в 2023 году средние траты россиян на празднование Нового года выросли почти вдвое — на 41% (фактические расходы составили 38 493 рубля при среднегодовой инфляции в 12%). С чем связан рост новогодних трат и почему больше всего в этом году россияне потратили на досуг — в комментарии Алексея Верижникова, директора ВЦИОМ-Консалтинг, PhD в области социологии.

Россияне в среднем потратили на встречу нового 2023 года 38 493 рубля. Это практически равно российской медианной зарплате, которая на конец 2022 года составила около 40 000 рублей. То есть погуляли на месячную зарплату!

Если в Европе и Северной Америке встреча нового года —  открытие бутылок шампанского на площадях городов и запуск фейерверков, то в России это фестиваль трат, имеющий обертон квазирелигиозной истовости. В этом мы похожи на китайцев, которые на свой новый год по восточному лунному календарю закрывают страну на неделю и бурно тратят нажитое непосильным трудом — на еду, напитки, приглашение гостей и развлечения.

Что касается размаха российских трат на декаду нерабочих новогодних дней, то интересно в качестве сравнения привести обычай североамериканских индейцев под названием потлач. Во время своих общинно-религиозных праздников индейцы на еду и подарки тратили столько ресурсов, что это могло приводить к возникновению голода в племени.

Интересно, что на встречу 2023 года россияне потратили на 41% больше, чем на встречу 2022 года. И это с учетом того, что ушедший 2022 год стал «куда более непростым», чем «просто непростой» год-предшественник. В классической экономической теории предполагается, что люди ведут себя рационально — тратят в «жирные» годы и экономят в годы «тощие». В целом это так, но, как говорится, «есть нюансы».

Согласно направлению в экономической теории, которое называется «поведенческая экономика», люди принимают решения о финансовых тратах, исходя не только из рациональных калькуляций и точного подсчета, сколько денег осталось в кошельке, но и под влиянием психологических и эмоциональных факторов. Если трата денег дает то или иное психологическое удовлетворение, на нее импульсивно и подсознательно идут. Кроме того, возвращаясь к российской специфике ушедшего года, залить тратами тревожность и подарить себе удовольствие в моменте, чтобы меньше беспокоиться, а потом постфактум рационализировать, что «праздник — хорошее время, чтобы побаловать себя и сделать приятное другим», — вполне человеческая реакция на проявления фатума и хрупкости мироздания.   

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ