ВЦИОМ Консалтинг

16 июля 2024

Материалы экспертов

Животное с сильной волатильностью: чем объясняется ажиотаж вокруг игры в «Хомяка»?

Вы тоже «тапаете» в «Hamster Kombat»? Если нет, то директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг Даниил Ермолаев расскажет, почему вдруг эта незамысловатая игра приобрела такую популярность. Если да – поможет прояснить, действительно ли в игре можно заработать и что общего у «грызуна» с финансовой пирамидой.

Проекты вроде «Хомяка» стоит рассматривать с двух ракурсов. Первый — коммерческий (почему проект появился именно сейчас, какую цель он преследует и зачем?). Второй — социокультурный (почему проект стал популярен у пользователей?)

Начнем с последнего. Игры-кликеры (название неразрывно связано с механикой — от игрока требуется постоянно повторять одни и те же действия, получая за это определенные бонусы) существуют много лет и всегда находят свою аудиторию благодаря простым механикам и однообразности действий, вводящим пользователя в состояние легкого «транса» и ожидания четкой, понятной награды (внутриигровые баллы, ачивки и др.).

Большая часть кликеров рассчитана на то, что они будут использоваться их в ежедневном режиме, скрашивая привычную рутину вроде поездки в метро или очереди в магазине. Но далеко не все подобные проекты, в отличие от «Хомяка», добиваются «вирусного эффекта». Всего за 3 месяца о «Hamster Kombat» узнали 42% россиян, что свидетельствует о крайне быстром росте популярности. Для того чтобы кликер вышел за границы обычного таймкиллера, он должен предложить пользователям нечто большее, чем просто развлечение.

«Hamster Kombat» предлагает игрокам «надежду на быстрое обогащение» и «ощущение себя частью большой социальной группы». И то, и другое — беспроигрышные стимулы, задействующие не столько рациональные, сколько эмоциональные зоны человеческого восприятия. «Надежда на быстрое обогащение» в «Хомяке» аналогична той, что испытывает игрок в финансовых пирамидах: практически ничего не делая, при минимальных усилиях, ты надеешься, что в какой-то момент получишь значимую прибыль.

А «ощущение себя частью группы» напоминает те же принципы, которые мы видели в «Счастливом фермере» в конце нулевых, «Pokemon Go» и других схожих проектах в десятых: пользователь считает, что в «Хомяка» играют его знакомые или друзья, и тоже начинает «тапать», чтобы, с одной стороны, посоревноваться, а с другой стороны — ощутить «состояние общего дела».

Любопытно, что напрямую интерес заработка криптовалюты через «Хомяка» высказали только 8% из тех, кто знаком с проектом, в то время как 41% отметил, что «зарабатывать» пытаются их родственники (9%) или друзья (32%). Возможно, многие из знакомых с ботом понимают, что вероятность реального заработка там невелика, и, опасаясь, что столкнутся с классическими стереотипами в духе «это же пирамида», «ты же умный человек, зачем ты тратишь на это время?», не готовы открыто рассказывать, что «тапают». Это также может свидетельствовать о том, что «Hamster Kombat» — в большей степени медийный проект: реальных пользователей там меньше, чем кажется на первый взгляд.

И здесь мы подходим к вопросам о том, можно ли реально заработать в «Hamser Kombat» и для чего он в принципе существует.

По сути, «Хомяк» — это аналог криптовалюты Notcoin. Он использует похожие механики, также существует в экосистеме Telegram и, вероятно, связан с блокчейном TON. Ключевая разница: листинг (выход криптовалюты на биржу) Notcoin состоялся, а «Hamster Kombat» — пока нет.

Учитывая совпадения двух проектов, можно предположить, что цели «Hamster Kombat» также похожи на цели Notcoin: популяризация криптовалюты, вовлечение новых пользователей и создание полноценной криптовалютной экосистемы. Иными словами, у проекта, помимо изначально озвучиваемой цели по выводу новой монеты на биржу, скорее всего, есть вторая — утилитарная маркетинговая задача получить как можно больше новых пользователей и познакомить их с миром криптовалюты.

При этом перед нами взаимозависимая система: создатели зависят от пользователей (чем больше пользователей, тем выше потенциальная монетизация и вероятность выхода на листинг), пользователи — от разработчиков и владельцев (именно они могут обеспечить листинг и оправдать все вложения пользователей).

Пример того же Notсoin показывает, что на подобного рода проектах в случае выхода валюты на биржу действительно можно заработать. Однако важно помнить, что нет никаких оснований полагать, что листинг вообще когда-нибудь состоится, а курс любой криптовалюты отличается сильной волатильностью, и никто не может гарантировать, насколько окупятся вложения личных сил и времени в подобного рода проекты.

Однозначно (вне зависимости от листинга) могут выиграть от «Hamster Kombat» его создатели и разработчики того блокчейна, куда проект привлекает новых пользователей (как уже было сказано выше, возможно, это TON, ранее принадлежавший Павлу Дурову, но несколько лет назад перешедший независимым разработчикам), поскольку даже если выход на биржу не состоится, «живые» пользователи все равно позволят, в перспективе, реализовывать другие аналогичные проекты и/или использовать их (пользователей) в рекламных целях.

Ничего криминального в этом нет, и это личный выбор каждого человека — вкладываться или нет в развитие чужого сервиса. До тех пор, пока проект не требует от пользователей вложения реальных денег, говорить, что «Hamster Kombat» является пирамидой или «разводом», нельзя. Но всегда стоит помнить, что подобного рода проекты — скорее развлечение, нежели серьезные инвестиции, и полагаться на них как на полноценное вложение не стоит.

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ